Самое важное в развитии ребенка 3 – 6 лет это внимание со стороны родителей. Задача родителей в это время — проявить терпение и постараться ответить на все интересующие малыша вопросы. Если ответа нет, то можно воспользоваться Интернетом.

Развитие ребенка 3 - 4 года: социальное и психологическое развитие

3 – 4 года ребенок уже активно включается в жизнь: он слышит и понимает многие вещи. Мы, взрослые, считаем, что заниматься развитием малыша в 3 года еще очень рано. Но сам ребенок уже активно познает мир, он любопытен и готов к обучению. Не стоит ждать 5-6 лет и перегружать дитя подготовкой к школе, переутомлять занятиями и как следствие отбить у него желание учиться. Поэтому уже с 3 лет необходимо постепенно регулировать и развивать мыслительные процессы, речь, память, внимание, расширять словарный запас. 

Развитие речи и мыслительных процессов

В трехлетнем возрасте дети начинают задавать массу вопросов и окружающие его взрослые должны быть готовы простым понятным языком удовлетворять его любопытство. Хорошо, что нам сегодня доступен интернет, где есть ответы на все вопросы.
В этом возрасте ребенку нужно давать простые знания:

  • отличать основные цвета;
  • фантазировать во время игр и рассказов;
  • выполнять сразу несколько простых команд;
  • запоминать несложные песенки и стишки, воспроизводить их по желанию;
  • знать простые числа;
  • считать до пяти;
  • группировать предметы по цветовым и геометрическим признакам;
  • находить ответы на загадки, соответствующие возрасту;
  • запоминать и узнавать родственников и друзей по фото
  • называть собственную фамилию, имя, адрес;
  • пользоваться более чем 250 словами;
  • давать ответы на вопросы;
  • правильно строить простые и сложные предложения;
  • сочинять и пересказывать сказки и истории.

Развитие мелкой моторики в 3-4 года

В три года мелкая моторика становится более совершенной. В 3 – 4 годика малыш умеет:

  • играть карточками с картинками, книжками с твердыми страницами;
  • делать аппликации с помощью детских ножниц и цветной бумаги;
  • рисовать простые геометрические фигуры и силуэты людей;
  • писать простые печатные буквы;
  • строить башни из многочисленных кубиков;
  • открывать крышки на бутылках и банках;
  • использовать несколько цветов красок или карандашей для рисования.

Эмоциональное развитие ребенка трех и четырех лет

К четырем годам ребенок становится развитым не только физически, но и эмоционально. Он уже более адекватен в общении, может контролировать собственные эмоции, в том числе и негативные, например в детском саду.

Трехлетки уже способны находить общий язык со сверстниками, искать простые и эффективные решения для возникающих в процессе общения проблем.

Развитие считается нормальным, если к четырем годам малыш умеет:

  • повторять за родителями и друзьями;
  • демонстрировать симпатии;
  • понимать значение слов вроде «мое» или «его»;
  • уметь проявлять и контролировать эмоции.

В этом же возрасте можно увидеть, как развивается воображение малыша. Ребенок с удовольствием фантазирует, чем иногда повергает родителей в шок. На самом деле фантазии — это совсем не плохо, главное — направить их в позитивное русло, стараясь обходить с малышом опасные темы, вызывающие у него страхи и напряжение.

На этом этапе очень важно, чтобы родители помогли малышу освоить как можно больше навыков, способных упростить ему жизнь и ускорить развитие. Это важно также и потому, что малышу рано или поздно нужно будет поступать в детский сад, где воспитатели не смогут ему уделять столько внимания, сколько уделяют родители. Научите кроху следить за вещами, помогать по дому, собирать за собой игрушки – и воспитатели в детском саду будут очень благодарны вам за проделанную работу.

Поэтому очень важно в этот период чтоб он освоил такие бытовые действия и навыки:

  • без помощи взрослых одеваться и раздеваться;
  • застегивать и расстегивать пуговицы;
  • складывать одежду;
  • чистить зубы;
  • ставить на место обувь;
  • самостоятельно есть;
  • мыть руки перед едой;
  • правильно пользоваться столовыми приборами и пр.

Для пополнения словарного запаса детям необходимо осваивать простые вещи:

  • узнавать и называть основных животных, причем как диких, так и домашних;
  • знать названия основных птиц и насекомых;
  • узнавать и называть основные растения (цветы, деревья);
  • называть фрукты, ягоды, грибы;
  • называть материалы, из которых были изготовлены знакомые ему предметы;
  • различать времена суток;
  • знать об основных явлениях природы.

Особенности развития ребенка 4 - 5 лет: что должен уметь малыш

Чем старше ребенок становится, тем больше тревог по поводу его развития возникает у родителей. Волей-неволей мы сравниваем успехи малыша с достижениями его сверстниками. К старшему дошкольному возрасту у детей появляется масса новых умений, у каждого малыша хорошо получается что-то своё. Что же считается «нормой» развития в 5 лет? В чем особенность физического, умственного и личностного развития пятилетнего ребенка?

Эмоциональное развитие в четыре и пять лет

  • Стремление к самостоятельности.
    Ребенку важно многое делать
    самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше
    нуждается в опеке взрослых.
    Обратная сторона самостоятельности —
    заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои
    правила в окружающем его мире.
  • Этические представления.
    Кроха расширяет палитру осознаваемых
    эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.
    В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия,
    воспринимаемые малышом не через то, что говорят ему взрослые, а
    исходя из того, как они поступают.
  • Творческие способности.
    Развитие воображения входит в очень
    активную фазу.
    Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен
    создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях дети получают возможность стать
    главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
  • Страхи как следствие развитого воображения.
    Ребенок чувствует себя
    недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое
    магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности.
    Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
  • Отношения со сверстниками.
    У детей появляется большой интерес к
    ровесникам, и они от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок).
    Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и
    уважении со стороны ровесников.
  • Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят.
    Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им
    неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Особенности развития внимания и памяти ребенка в 4 года

В этом возрасте малыш должен за несколько минут выполнять следующие задания:

  • группировать парные предметы;
  • выбирать из группы предметов лишний;
  • анализировать свойства предметов и группировать их по признакам.

О гармоничном развитии памяти малыша в 4 года будут свидетельствовать следующие умения:

  • запоминать сразу несколько картинок;
  • запоминать слова и фразы, повторяемые несколько раз;
  • воспроизводить движения, несколько раз показанные взрослыми;
  • запоминать отдельные признаки предметов.

В возрасте 4 лет можно начинать развивать математические способности ребенка. Научите его в этом возрасте:

  • Считать до десяти, используя пальчики на руке;
  • Различать понятия «широкий-узкий», «большой-маленький», «высокий-низкий» и пр.;
  • Знать основные цвета и геометрические фигуры (их малыш уже сможет начертить на бумаге);
  • Сравнивать и группировать предметы по схожим признакам;
  • Сравнивать число предметов.

Развитие речи и мыслительных процессов

К пяти годам запас слов увеличивается до 2500— 3000.

В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (экскаватор). Вместе с введением в активный словарь детей новых слов углубляется понимание смысл употребляемых слов, дети учится пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.

В возрасте от 4 до 5 лет малыш должен уметь:

  • использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители;
  • должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть);
  • уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок – цветы, девочка – девочки);
  • уметь находить предмет по описанию (яблоко – круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета;
  • понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
  • знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий;
  • уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать;
  • уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
  • называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
  • уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

В норме считается что дошкольник в 5 лет должен уметь:

  • находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками);
  • складывать по образцу; постройки из конструктора.
  • складывать разрезанную картинку из 2-4 частей;
  • не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание;
  • складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи;
  • вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок;
  • называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года);
  • находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету;
  • отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
  • уметь подбирать противоположные слова:  стакан полный – стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный – ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
  • запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
  • видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Навыки обихода и самообслуживания: с 4 до 5 лет ребенок должен уметь:

1. отлично застегивать пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. различать правую и левую руку.

Дети в 5 - 6 лет: готовимся к школе

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время дети активно познают мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.
Развитие личности ребенка 5-6 лет.

Самым главным новшеством в развитии личности в 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте дошкольник уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами он хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть, учиться его побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.

К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собствен­ного поведения, как правило, более снисходительны и недостаточно объективны. Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей..

К 5-6 годам ребенок приобретает понимание системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обладают мужчина и женщина, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в общении сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.

Речь и мыслительные процессы

Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков.

  • Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
  • Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки),
  • Увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни.
  • Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством.
  • Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы.
  • Речь становится связной.
  • Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

Рекомендуемые игры с ребенком 5-6 лет.

Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т.д.)
Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.

Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.

Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.

Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему. Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии.

Продолжаем развивать мелкую моторику:

  • Конструкторы: «лего» с мелкими деталями, деревянные, металлические (моделирование).
  • Работа с ножницами (аппликации), раскраски (желательно карандашами)

Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.