Игры на улице с мячом

игры с мячем на улице

Что как не мяч сможет гарантированно отвлечь ребенка от просмотра мультиков и залипания в смартфон! Мы подобрали старые добрые игры с мячом для игры на площадке группы детей. Такие игры сплочают, вырабатывают командный дух, заряжают энергией.

Бросить и поймать
На игровой площадке между двумя вертикальными стойками или двумя деревцами натягивают веревку на высоте поднятых рук ребенка. Воспитатель объясняет и показывает, как нужно бросить мяч через веревку, про­бежать за ним следом под веревкой и успеть поймать его, не дав коснуться земли. Поймав мяч, можно бро­сить его с другой стороны и снова поймать. Одновремен­но могут играть 1—3 ребенка, а затем передавать мяч другим детям. Воспитатель наблюдает и отмечает удач­ные броски и ловлю мяча. Вариант игры: у линии на расстоянии 1—1,5 м от веревки стоят в колоннах дети, разделенные на 2—3 ко­манды с равным числом играющих. Сама игра прово­дится в виде эстафеты: первый ребенок бросает мяч, до­гоняет, ловит его. Затем возвращается бегом, передает следующему играющему, а сам становится в конец ко­лонны. Цель игры: обучение в игровой форме бросанию и ловле мяча, развитие ловкости и координации движения ребенка. Возраст: 5+ лет Развивает: координацию движений, ловкость
Брось через верёвку

На игровой площадке натягивают веревку между дву­мя вертикальными стойками или деревьями примерно на уровне 1 м от поверхности. На расстоянии 1—1,5 м от веревки проводится черта, у которой лежат 3—4 неболь­ших мяча. К линии подходят 3—4 ребенка (по количе­ству мячей).

По сигналу или команде воспитателя каждый ребе­нок берет мяч двумя руками и бросает его из-за головы через веревку, а затем догоняет и ловит мяч. Пробегая под веревкой, дети стараются не задеть ее. Поймав мяч, дети возвращаются на линию бегом и снова бросают. Уронивший мяч выбывает из игры. Побеждает тот ребе­нок, кто большее число раз бросит и поймает мяч.

Вариант игры: дети играют в паре. По обе стороны веревки на расстоянии 1—1,5 м проведены линии, у ко­торых стоят дети, играющие в паре. Сначала один броса­ет мяч, а другой ловит, а затем наоборот. Побеждает та пара, которая больше раз перебросит мяч через веревку, не уронив его.

Цель и характер напоминает игру «Бросить и пой­мать» – обучение в игровой форме бросанию и ловле мяча, развитие ловкости и координации движения ребенка.
Развивает: координацию движений, ловкость

Брось и догони

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 1,5—2 м (5—6 детских шагов). Игра­ющие дети делятся на 3—4 команды с равным числом игроков. Команды выстраиваются в колонны на расстоя­нии 1 м друг от друга у первой линии.

В руках у стоящего первым в колонне ребенка мяч. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. п.) дети бросают снизу мяч двумя руками вверх и вперед и бегут за ним. Дети догоняют и ловят мяч. Потом они становятся за вторую черту, снова также бросают и ловят мяч, но уже у первой черты. Поймав мяч, ребенок пере­дает его следующему в колонне, а сам становится по­следним. Второй ребенок повторяет то же самое и пере­дает мяч очередному ребенку. Так продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят это упражнение.

В начале игры важны не скорость, а точность брос­ка, ловля и передача мяча, которые отмечает воспита­тель. После приобретения детьми определенных навы­ков эту игру можно проводить в виде эстафеты. Побеж­дает та команда, которая первой закончила бросать, ло­вить и передавать мяч.

Цель игры: обучение в игровой форме бросанию и ловле мяча, развитие ловкости и быстроты реакции, уме­ния играть в коллективе.
Возраст: 5+ лет
Развивает: быстроту реакции, ловкость, навыки игры в коллективе

Будь внимательным!..

Дети собираются на игровой площадке возле воспи­тателя, который объясняет правила игры. У каждого ре­бенка в руках мяч. По сигналу или команде воспитателя дети разбегаются по площадке, играют с мячом, выпол­няя различные упражнения (подбрасывают и ловят мяч, бьют его о пол и ловят и т. д.).

По повторному сигналу (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или команде воспитателя дети должны остано­виться, поймать мяч и поднять его над головой.

Проигравшим считается тот ребенок, кто последним поднял мяч. В то же время воспитатель отмечает поло­жительные моменты в действиях каждого ребенка.

Цель игры: развитие внимательности ребенка в иг­ровой обстановке.
Возраст: 5+ лет
Развивает: внимательность

Бычки

На игровой площадке чертятся две параллельные ли­нии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста детей). К первой линии подходят одновременно по 3—4 ребенка. Перед каждым на линии лежит по одинаковому мячу.

По сигналу или команде воспитателя дети становят­ся на четвереньки и начинают движение ко второй ли­нии, одновременно толкая головой перед собой мяч.

Побеждает тот игрок, кто первым пересечет вторую линию, не потеряв при этом мяч.

Цель игры: укрепление опорно-двигательного аппа­рата, развитие ловкости и координации движений.
Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат

Чей мяч дальше?..

На игровой площадке проводится линия на расстоя­нии 1—2 м от стены. За ней проводится еще 3—5 парал­лельных линий на расстоянии 20—30 см между ними.

Дети по очереди подходят к первой черте и по ко­манде или сигналу воспитателя бросают мяч в стену, а потом воспитатель отмечает за какую черту упал мяч, отскочивший от стены. Побеждает тот ребенок, после броска которого мяч отскочил дальше.

Цель игры: обучение в игровой манере метанию мяча, развитие силы и точности броска.
Возраст: 5+ лет
Развивает: силу, точность броска

Эстафета с мячами

На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом иг­роков. Команды становятся у черты в колонны на рас­стоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние меж­ду колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок дер­жит в руках мяч.

По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребе­нок передает мяч через голову второму, второй — тре­тьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч воспитателю.

Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч воспитателю.

Варианты игры:

сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым;
мяч передается назад внизу между широко рас­ставленными ногами;
комбинация двух движений: мяч передается на­зад вверху над головами, а вперед — внизу, меж­ду широко расставленными ногами.
Подводя итоги игры, воспитатель отмечает четкость командной игры.

Цель игры: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации дви­жения.
Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений, ловкость

Кати мяч в цель

На игровой площадке между двумя вертикальными стойками или двумя деревьями натягивается веревка на высоте до 1 м. К этой веревке подвешиваются на вере­вочках 3—4 цели (картонные или фанерные квадраты со стороной 20—30 см) так, чтобы они едва не касались зем­ли. Расстояние между целями 40—50 см.

На расстоянии 3—4 м от веревки проводится черта. От этой черты дети катают мяч, стараясь попасть в цель. Одновременно могут катать мяч 3—4 детей (в зависимо­сти от числа целей).

Воспитатель отмечает попадания в цель.

Варианты игры:

катание можно проводить по очереди: правой и левой рукой;
вместо подвешенных целей можно использовать поставленные на пол или землю кегли, поло­женные большие мячи;
игра может быть командной: дети делятся на 3— 4 команды с равным числом участников, а вос­питатель подсчитывает общее число попаданий команды, а не отдельного игрока.
Подводя общие итоги игры, воспитатель отмечает положительные моменты у каждого ребенка.

Возраст: 5+ лет
Развивает: глазомер

Лови мяч

На игровой площадке дети стоят на расстоянии вы­тянутых рук, образуя круг (диаметром 3—4 м) или полу­круг, чтобы воспитатель мог видеть всех. Воспитатель стоит в центре на равном удалении от каждого ребенка и бросает мяч, называя имя ребенка. Тот ловит мяч и так­же бросает его воспитателю. Так мяч по очереди получа­ют все играющие дети.

Главное в игре не скорость и сила, а точность броса­ния мяча.

Воспитатель в процессе игры отмечает детей, пра­вильно поймавших и точно вернувших мяч.

Вариант игры: воспитатель бросает мяч не по оче­реди, а выборочно, называя имя ребенка, приучая детей быть внимательными во время игры и развивая реакцию.

Цель игры: обучение в игровой форме ловле мяча и точности бросания его в заданном направлении, разви­тие внимательности и быстроты реакции ребенка.
Возраст: 5+ лет
Развивает: быстроту реакции, внимательность

Лови — бросай!

По цели и характеру повторяет игру «Лови мяч».

На игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит воспитатель, который по очереди бросает мяч де­тям, а потом ловит его от них, произнося при этом риф­мовку:

«Лови, бросай,
Упасть не давай!..»

Воспитатель произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч.

Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличи­вается до 2—2,5 м.

Воспитатель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.

Возраст: 5+ лет
Развивает: быстроту реакции, внимательность

Мяч сквозь обруч

На игровой площадке шесть детей, выбранных из числа играющих, становятся в шеренгу и держат в вытя­нутых руках пять обручей. Остальные дети разбиваются воспитателем на играющие пары.

По сигналу или команде воспитателя каждая пара по очереди начинает игру от первого стоящего в цепочке, проходя цепочку на расстоянии 1 м с обеих сторон и пе­ребрасывая мяч друг другу через обруч.

Во время движения дети должны бросить мяч через каждый обруч. Если ребенок уронит мяч, то должен под­нять его и продолжить игру с того обруча, где была до­пущена ошибка (или с первого обруча, что зависит от условий игры). Побеждает пара, которая быстрее других прошла дистанцию и не уронила мяч, бросив его через все пять обручей.

При повторении игры дети, игравшие в парах, меня­ют детей, стоявших с обручами.

Подводя итоги игры, воспитатель отмечает не толь­ко быстроту движения, но и точность бросков игроков.

Цель игры: обучение бросанию и ловле мяча, пере­даче его партнеру в движении, развитие ловкости и коор­динации движения.
Возраст: 5+ лет
Развивает: координацию движений, ловкость

Мяч водящему
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 1—2,5 м (в зависимости от возраста играющих детей). Участвующие в игре дети делятся на 2—3 команды с равным числом участников. Из игроков каждой коман­ды выделяют по одному водящему. У первой линии выстраиваются команды в колонны на расстоянии 1,5—2 м одна от другой. За второй лини­ей, лицом к команде, становятся водящие. В руках у каж­дого водящего мяч. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. п.) или его команде начинается игра. Водящий бро­сает мяч игроку, первым стоящему в колонне. Тот ловит мяч, возвращает его водящему, а сам становится в конец колонны. Водящий ловит мяч и бросает его следующему игроку и т. д., пока последний ребенок, стоящий в ко­лонне, вернет мяч водящему. Побеждает команда, в которой последний играющий первым вернет мяч водящему. Цель игры: обучение бросанию и ловле мяча, раз­витие ловкости и быстроты реакции. Возраст: 5+ лет Развивает: быстроту реакции, ловкость
Мяч среднему

На игровой площадке чертится 2—3 круга (по числу играющих команд) диаметром 3—4 м. Играющие дети делятся на 2—3 команды, каждая из которых отходит к своему кругу. В каждой команде выбирают по одному ведущему, который с мячом в руках становится в центре круга. Остальные дети из команды становятся по кругу.

По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде ведущий бросает мяч игрокам, начиная с первого, и получает его назад. Получив мяч от последнего игрока, ведущий поднимает его над головой.

Выигрывает та команда, которая первой закончила переброску мяча.

По цели и характеру напоминает игру «Мяч водя­щему».
Развивает: быстроту реакции, ловкость

Мячик-чижик

Посреди игровой площадки кладется кирпич (круг­лая короткая палка диаметром 7—10 см, деревянный бру­сок и т. п.). На него под углом, чтобы нижний конец касался земли (пола), кладется дощечка шириной 6—3 см (можно с небольшой плашкой или углублением на ниж­нем конце). На нижний конец дощечки помещают не­большой мячик.

Из числа играющих выбирается один водящий. Ос­тальные дети становятся вокруг мяча, Воспитатель стоит в стороне, наблюдая за игрой. Водящий с силой ударяет ногой по свободному концу дощечки так, что мяч летит вверх.

Все играющие дети стараются поймать мяч, не дав ему коснуться пола (земли). Поймавший мячик стано­вится водящим, а игра начинается сначала. Если мяч упал, не пойманный никем, то остается прежний водящий.

После окончания игры воспитатель подсчитывает, кто больше раз был водящим.

Правила игры: при ловле мяча нельзя применять силу, отталкивать других играющих, вырывать мяч из рук.

Цель игры: обучение ловле мяча, развитие ловкос­ти, координации движений и быстроты реакций.
Возраст: 5+ лет
Развивает: быстроту реакции, координацию движений

Мячик-шмель

Дети садятся на пол на игровой площадке, вытянув вперед ноги, на расстоянии вытянутой руки друг от дру­га, образуя при этом круг диаметром 3—4 м.

Воспитатель находится вне круга. Он дает одному из детей мяч и, при необходимости, показывает, как его катать.

По сигналу воспитателя или его команде ребенок катит мяч через круг, стараясь попасть мячом в ногу дру­гому игроку. Остальные игроки внимательно наблюда­ют за мячом, стараясь оттолкнуть его от себя руками, чтобы попасть в ногу другого. Ребенок, в ногу которого попал мяч, считается «осаленным» или «ужаленным», а поэтому должен сесть спиной к центру круга и не уча­ствует в игре, пока не будет «ужален» мячом новый иг­рок. После этого предыдущий игрок вновь вступает в игру, а новый «ужаленный» мячом игрок отворачивается от круга.

Игра продолжается определенное время и прекраща­ется по сигналу или команде воспитателя.

После игры воспитатель подсчитывает, кто из игра­ющих был «удален» большее число раз, а кто — ни разу.

Цель игры: обучение катанию мяча в игровой фор­ме, развитие ловкости и быстроты реакции.
Возраст: 5+ лет
Развивает: быстроту реакции, ловкость

Не урони мяч

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—6 м (в зависимости от возраста играющих детей).

Играющие дети делятся на 3—4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каж­дый стоящий первым получает мяч и зажимает его меж­ду ног.

По сигналу или команде воспитателя дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересече­ния линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами стано­вятся в конец колонны.

Побеждает та команда, чей последний игрок пересе­чет первым линию «старта» с мячом в руках.

Вариант игры: на второй линии для каждой коман­ды ставят ориентир, вокруг которого должен прыгать ребенок, а потом также прыжками возвращаться с зажа­тым между ног мячом к первой линии, передавая его следующему игроку за первой линией.

Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.
Возраст: 5+
Развивает: координацию движений, ловкость

Попади в цель

На игровой площадке на уровне глаз ребенка на ве­ревочке подвешивается круглая цель (фанерный или кар­тонный окрашенный в яркий цвет круг диаметром 20— 30 см, большой надувной мяч и т. п.).

На расстоянии 1,5—3 м (в зависимости от возраста играющих детей) от цели проводится линия. У линии в коробочке или корзиночке лежат четыре небольших (тен­нисных) мяча. Дети по очереди подходят к линии, берут мячи и бросают их, стараясь попасть в цель. Броски че­редуют правой и левой рукой. Выполнив все броски, ре­бенок собирает мячи в коробочку или корзиночку, ставит ее у черты и уступает место следующему играющему ре­бенку.

Воспитатель наблюдает за выполнением бросков и проводит подсчет точных попаданий. В конце игры вос­питатель отмечает самого точного игрока.

Вариант игры: каждый игрок проводит бросание мячей дважды (бросание из двух серий) — первый раз бросает только правой рукой, а второй — только левой.

Цель игры: обучение метанию мяча, развитие точ­ности движений, глазомера.
Возраст: 5+ лет
Развивает: глазомер, точность движений

Прокати мяч

На игровой площадке воспитатель усаживает детей в круг (диаметром 3—4 м) или полукруг. Ребенок может сидеть, раздвинув ноги или «по-турецки». Воспитатель становится в центре и катит мяч по очереди каждому ре­бенку, называя при этом его имя. Ребенок ловит мяч, а потом катит его назад воспитателю.

Основное в этой игре не сила, а точность катания мяча.

Вариант игры: дети не сидят, а стоят, образуя круг или полукруг. Воспитатель сначала катит мяч по очере­ди каждому ребенку, называя его имя. Отработав ката­ние, воспитатель катит мяч уже на выбор, называя ре­бенка, приучая детей быть внимательными и развивая реакцию. Названный ребенок должен поймать мяч и вер­нуть его, откатывая воспитателю.

Цель игры: обучение в игровой форме катанию в заданном направлении мяча и ловле его, развитие вни­мания и быстроты реакции детей.
Возраст: 5+
Развивает: быстроту реакции, внимание