Произношение звука Л – постановка и упражнения для язычка

Как научить ребенка выговаривать букву «л» дома без логопеда

В 4-5 лет ребенку уже необходимо уметь выговаривать звук Л. Типичные проблемы: «вампа» (лампа), «ёшка» (ложка), «ук» (лук), и т.п. Это далеко не полный перечень характерных пропусков и замен. Мы не станем разбираться в причинах и названиях, а просто можем помочь малышу научиться правильно выговаривать звук Л дома самостоятельно. Для этого существуют игры и упражнения. Нужно просто набраться терпения и немного с ребенком позаниматься:
  • упражняться в правильном произношении звука [Л]
  • расширять словарный запас с буквой Л
Однако, если вы столкнулись со сложностями в настройке произношения, то необходимо обратиться к специалисту-логопеду. А вот над увеличением словарного запаса малыша придется поработать вместе с ним, это не задача логопеда.
Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений
  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.
  • Затем темп упражнений можно увеличить, но следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5–7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Артикуляция звука Л – положение язычка

При артикуляции звука «л» язык поднят широкой чашечкой. Копчик языка упирается в верхние зубы. Корень языка поднят. Края языка не смыкаются с боковыми зубами. Подготовительным упражнением служит игра «Клокотание индюка». Расслабленным языком проделываются быстрые лакательные движения с голосом — получается «бл-бл-бл». После этого можно перейти к артикуляции звука Л в межзубном положении. Ребенок прикусывает зубами мягкий, широко высунутый язык, произносит Ы, получается звук Л. Если звук Л не удается, можно проделать это упражнение с надуванием щек. Постепенно язык заводится за зубы с упором кончика языка в альвеолы.

Гимнастика для язычка – готовим ротик к правильной артикуляции

Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно размять органы произношения (артикуляционный аппарат). Есть несколько артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Иголочка», «Качели», «Часики».

Упражнение Улыбка

Рот закрыт, губы сомкнуты.
Улыбнуться.
Удерживать губы в улыбке.
Зубы не видны.
Держать 7-10 сек

Упражнение Трубочка (Хоботок)

 Рот закрыт, губы сомкнуты.
Вытягиваем вперед губы как будто говорим У (слоник пьет хоботом водичку)
Держать 7-10 сек

Упражнения Улыбка и Хоботок можно использовать в комплексе: Улыбка-Хоботок (такое упражнение еще называют Лягушка-Слоник)

Упражнение Иголочка

Выполняется:

  • На счет “Раз” – улыбнуться и приоткрыть рот
  • На счет “два” – положить узкий язык на нижние зубки

Держать 7-10 секунд
Повторить упражнение 5-6 раз.

Упражнение Часики


Выполняется:

  • Улыбаемся и широко открываем рот
  • На счет “раз” – переводим кончик языка в уголок рта
  • На счет “два” – переводим кончик языка в другой уголок рта (словно маятник часов)
  • Повторяем 5-6 раз
Упражнение Качели Выполняется:
  • На счет “Раз” – улыбаемся и широко открываем рот
  • На счет “два” – опускаем кончик языка за нижние зубы
  • На счет “три” – поднимаем кончик языка за верхние зубы
Повторить упражнение 5-6 раз.

Автоматизация звука Л

Теперь, когда язычек размят, переходим к упражнениям с буквой Л. Чтение слогов cо звуком Л:

ла

ле

ло

ли

лу

лы

лю

ал

ол

ул

ил

ул

Шутки-чистоговорки на звук Л
  • ла, ла, ла — лопата и пила
  • ло, ло, ло — в осине дупло
  • лу, лу, лу — купили пилу
  • лы, лы, лы — вымыли полы
  • ал, ал, ал — темный подвал
  • алка, алка — у Коли палка
  • олка, олка — тонкая иголка
  • илка, илка — новая вилка

Карточка - слова со звуком Л

Известно, что речь ребенка зависит от развития мелкой моторики. Не забывайте про пальчиковые игры, лепку, давайте крохе мелкие игрушки. Это поможет вашему малышу научиться разговаривать грамотно и красиво.

Пальчиковая игра «Вышли белки поиграть» (развитие мелкой моторики)

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибаем пальчики правой руки, начиная с большого) Вышли белки поиграть. (Ритмичные сжимание пальцев в кулак и их разжимание) Одна куда-то подевалась – (Загибаем пальчики правой руки, начиная с мизинца) Четыре белочки осталось. А теперь, скорей смотри, Их осталось ровно три. Ну и ну! Какая жалость, Только две у нас осталось. Эта новость так грустна – Осталось белочка одна. (Затем гимнастика выполняется на левой руке)

Оставьте комментарий