Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Картинка сюжетная для развития речи про зиму

Связная речь подразумевает умение ребенка связать между собой несколько предложений по смыслу или по тематике. Связная речь – это умение выразить свои мысли. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста отражает логику мышления малыша и связан с психическим и умственным развитием.

Методы и приемы, применяемые в работе с детьми для развития речи делятся на:

  • наглядные — с использованием демонстрационного материала, иллюстраций, живых объектов, предметов, схем;
  • словесные — чтение, рассказывание, беседы, пересказы, заучивание стихотворений, выполнение речевых упражнений, проговаривания…
  • практические — ролевые, дидактические игры и упражнения (с речевым содержанием), театрализация, сюрпризные моменты, персонажи, хороводы.

В зависимости от возраста ребенка и степени его индивидуального развития используется комплекс средств, которые способствуют развитию связной речи.

Формирование связной речи в играх и упражнениях

Формирование языковых навыков осуществляется в играх, беседах, специально организованных ситуациях. Взрослыми создаются условия для успешного взаимодействия.
Среди часто используемых приемов чаще всего используются:

  • действия по словесным указаниям с их последующим описанием (сначала взрослый говорит, что делать, затем ребенок рассказывает о том, как он выполнял указания);
  • составление описание предметов и ситуаций по картинке или по целой серии картин;
  • рассуждение;
  • пересказ;
  • разучивание и чтение стихов.

Нормы речевого развития детей

Речевой аппарат ребенка развивается индивидуально по мере его взросления. Несмотря на индивидуальные показатели, существуют общепринятые нормы оценки развития речи у ребенка 3-4 лет. Заинтересованность родителей в том, чтоб ребенок правильно овладел речью, позволит избежать многих проблем в будущем.

В 4 года речь ребенка должна отвечать определенным нормативам. Отклонения от норм в психологическом развитии возможны, но не значительные.

Желательно чтобы в этом возрасте малыш умел:

  • рассказать про себя (проговорить имя, фамилию, адрес проживания);
  • описать предложенную картинку, пересказать любимый «мультик» или сказку;
  • точно повторять слова и предложения, которые услышал;
  • уметь разговаривать на пониженных и повышенных тонах;
  • произносить большую часть звуков, допускаются проблемы с «р», «л» и «с», «ш», «щ»;
  • называть действия домашних животных – «кошка лежит», «собачка гавкает».

Развитие словарного запаса у малыша 3-4 лет

Даже когда с малышом 3 лет все в порядке, его словарный запас нужно развивать постоянно. Речевое развитие детишек в три года протекает в форме общения, задавания вопросов.

Какие же занятия необходимо проводить с детьми дома, чтоб они быстрее освоили такие навыки? Детские логопеды дают несколько проверенных рекомендаций для занятий:

Рассказывайте ребенку о том, что видите вы. Во время прогулки смотрите вокруг и разговаривайте. Комментируйте сами то, что вы видите. Наблюдайте с ним за явлениями природы, другими детьми во дворе, животными и птицами.
Активно делитесь своими наблюдениями, описывайте те чувства, которые вы испытываете при этом. Сами наблюдения должны быть интересны для ребенка, поэтому если он не хочет рассматривать играющих детей на детской площадке, а хочет сам принимать в этом участие, то не препятствуйте ему в этом.

 

Проговаривайте вслух все действия. Например, «Максим идет гулять на улицу», «Анечка, принеси теплую шапку», либо «сейчас мы сядем за столик кушать кашку».

 

Вносите коррективы в свою речь. Во время общения с ребенком используйте разные способы интонации (громкость, интенсивность, протяжность).

 

Учите малыша выражать свои мысли с помощью общения. Старайтесь меньше жестикулировать, когда объясняете новые предметы.

 

Просите кроху выразительно озвучивать его любимых персонажей («мишку косолапого», «зайчика», «белочку», девочку «Машу» из мультфильма).

 

Стремитесь расширить словарный запас путем скороговорок и ежедневных повторений фраз. Это научит ребенка лучше говорить и больше запоминать информации.

 

Приучайте к разным формам речи – от двухстороннего диалога до описания конкретного объекта.

 

Следите за правильным синтаксическим построением предложений (число, падеж, род).

 

Во время прогулок давайте ребенку возможность выговориться. Задавайте как можно больше вопросов, учите отвечать развернуто на предметы. Делайте подсказки, если ему сложно ответить. Поощряйте за добрые дела.

Речь четырехлетнего малыша не должна быть слишком громкой или тихой. Пытайтесь научить его разговаривать в определенном темпе и следите за тем, чтоб он не тараторил и не тянул слова.
Улучшить работу центров головного мозга и произношение связанных слов помогает мелкая моторика. Давайте ребенку лепить пластилин, собирать пазлы. Увлекайте его в мир игровых занятий, от этого он получит только пользу.

Развитие речи дошкольников по картинам и карточкам

Картины развивают способности к наблюдению и творчеству. Рассматривание картин и картинок в книгах способствует развитию пассивного словаря. На первых этапах вы должны описывать, что изображено на иллюстрации, а также задавать наводящие вопросы ребенку. Потом уже переходить на самостоятельное описание картин малышом. Детки охотно делятся своими впечатлениями. Нужно начинать с хорошо известных предметов, постепенно переходя к сюжетным картинам. Рекомендуется соблюдать некоторые рекомендации:
  • содержание должно соответствовать возрасту ребенка 4-5 лет;
  • упражнение продолжается, пока держится интерес и внимание к этой картине;
  • рекомендуется, чтоб картина не искажала реальную жизнь.

Формирование речи дошкольника с помощью придумывания и фантазии

Дошкольники с удовольствием слушают сказки. А если попробовать самим придумать сказочную историю? Этот прием помогает реализоваться в трех ролях: автора, рассказчика и слушателя. В педагогике даже появился термин сказкотерапия. Придумывая сказку, малыш избавляется от страхов, повышает самооценку.


Чтение рассказов или сказок. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.


Упражнение: «Сказка с продолжением» Игра для развития связной речи подразумевает продолжение уже известных сказок. Добавление театрализованных элементов сделает игру более интересной, эмоциональной.


Упражнение – «Оживляем предметы» В такой игре ребенку предлагается пофантазировать что бы мог рассказать какой-то неодушевленный предмет, например, чашка. Взрослый задает ряд вопросов: Что хочет чашка? Что в чашку налито? Что бы сказала чашка? Чего чашка боится?… 

Таким образом можно оживлять и его любимые игрушки, а ответы ребенка могут удивить, ведь детская фантазия не знает границ.


Игры с мячом: «Кто где живет?». Вы называете животное или птицу и бросаете мяч ребенку. Он ловит мяч, называет место, где живет животное, и возвращает мяч. Примеры: – медведь – в берлоге, лиса – в норе и т.д.


Игры с мячом: «Съедобное-несъедобное». Вы называете любое слово и бросаете ребенку мяч. Если слово «съедобно» (мороженое, яблоко, арбуз), то ребенок ловит мяч, а если оно обозначает несъедобный предмет, то мяч отбрасывается.

Обучение пересказу в возрасте от 5 лет

Готовые произведения, предназначенные для пересказа выступают в качестве образцовых текстов. Здесь уже есть придуманный автором сюжет, композиция, языковые средства. Такое обучение подходит и для детского сада и для работы с ребенком дома. Обращаем внимание, что обучать пересказу начинают после 5 лет. Изложение прослушанного текста — лучший инструмент в развитии связанной речи у дошкольников. Пересказывая произведение, они обучаются построению предложений, усваивают логику высказывания. Они используют лексику автора и пытаются заменять ряд слов и выражений синонимами. В ходе пересказа совершенствуется произношение, происходит знакомство с выразительными средствами языка, интонационным оформлением предложений. Сформированность умения высказывать свои мысли определяет успешность обучения в школе, влияет на социализацию. Тексты должны соответствовать требованиям:
  • простой язык;
  • небольшой объем;
  • четкая композиция;
  • доступное для понимания ребенка содержание.

К 5-6 годам ребенок должен уметь:

  • последовательно давать ответы на вопросы;
  • составлять небольшие повествования на основе картин / карточек;
  • описывать свои впечатления об увиденном;
  • передавать содержание услышанного или увиденного по памяти;
  • придумывать продолжение сказки, фантазировать.

Но чтобы результат соответствовал возрастным требованиям, необходимо на каждом этапе взросления уделять достаточно внимания общению и занятиям с ребенком.

Важно помнить, что для успешного формирования грамотной, связной речи требуется тесное взаимодействие взрослого и ребенка. Только в общении у дошкольника развивается способность рассуждать, последовательно выстраивать свою речь.

Оставьте комментарий